ДОСТИЖЕНИЯ ГРУЗИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГРУЗИНСКОЕ КИНО

Грузинское кино является еще одним культурным феноменом, благодаря высокому профессиональному уровню оно всегда высоко ценилось в мировой кинематографии.

Первыми грузинскими фильмами были снятые с 1908 по 1912 год документальные фильмы Василия Амашукели и Александра Дигмелова. В 1916 году Цуцунава снимает первый художественный фильм “Кристина” по произведению классической грузинской литературы. Первый прорыв грузинского кинематографа случился в конце 1920-х в Грузии, когда появились "Элисо" Николая Шенгелаи и "Соль Сванетии" Михаила Калатозова — признанные безупречными образцами немой киноклассики. 60-80-е годы XX века можно назвать периодом расцвета грузинского кино. Отличительные особенности: обращение к универсальным высоким моральным ценностям, человеческому и национальному достоинству в противовес господствовавшему в Советском Союзе социалистического реализма. Картинам грузинских режиссеров присущи человечность, особый добрый юмор, самоирония, аллегории, символизм, притчевые формы. По выражению кинокритика Андрея Плахова грузинское кино называли островком античности в современном искусстве. О качестве грузинского кинематографа достаточно судить по списку кинорежиссеров, признанных в международном масштабе (включая гран-при Канского кинофестваля): Николай Шенгелая, Михаил Калатозов (Калатозишвили), Марлен Хуциев, Резо Чхеидзе, Сергей Параджанов, Георгий и Эльдар Шенгелая, Тенгиз Абуладзе, Отар Иоселиани, Георгий Данелия, Ираклий Квирикадзе, Нана Джорджадзе, Теймураз Баблуани. После 2000г. появилась новая плеяда грузинских киномастеров, менее известных россиянам в силу политической независимости России и Грузии. Их картины регулярно получают признание на различных международных фестивалях: ''Тбилиси-Тбилиси'' – Л.Закареишвили, '' На другом берегу'' (Г. Овашвили), ''Уличные дни'' ( Л.Когуашвили), Без тебя мне не жить» (Л. Тутберидзе), ''Длинные, ясные дни'' (Н. Эквтимишвили и Симон Грос), «Слепые свидания» (Л. Когуашвили), «Мандарины» (З. Урушадзе), «Кукурузный остров» (Г. Овашвили), Отец (Д. Пирцхалава).

Сцена «Поминки Левана» из кинофильма «Не горюй» (режиссер – Г. Данелия)